+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Лариса Владимировна Колкова, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района СПб

Давайте поговорим о том, как правильно делать уроки с детьми, чтобы этот процесс не утомил вас и ребенка и прошел без конфликтов. Какой должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Родитель в роли учителя не ставит оценок. Дома можно не знать, не уметь, не понимать, не успевать, ошибаться – никто не поставит двойку, не сделает запись в дневнике.

Безоценочность рождает обстановку свободы, спокойствия и безопасности, в которой можно учиться новому в ситуации поддержки и веры в успех, без стресса. Именно в такой атмосфере у ребенка развивается и усиливается интерес к новым знаниям и умениям.

 Выполнение домашнего задания должно организовываться с учетом индивидуальных особенностей и работоспособности ребенка.

Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Родители для собственного ребенка должны организовать индивидуальный режим обучения, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а также гиперактивным или слишком тревожным ребятам.

Если вы решили помогать ребенку в выполнении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятия в увлекательный способ общения и познания, приносящий удовольствие и пользу ребенку.

Чтобы облегчить вашу миссию, мы обсудим основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома.

Правила совместного выполнения домашних заданий:

  1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Ответственность за их выполнение остается на ученике, а не на родителях. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное приготовление уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается. Найдите другие, важные именно для вашего ребенка, аргументы – например, если ему важно иметь успех у одноклассников, скажите, что хорошо выученный урок позволит блеснуть своими знаниями в школе.
  2. Ограничьте время на приготовление уроков в целом, и время совместной вашей работы.Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1час или 1,5 часа, но с полной отдачей. Выполнение уроков в течение двух и более часов истощает силы ребенка и в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и помощь.
  3. Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа. Если вы будете торопить и подгонять, это лишь создаст нервозную обстановку, не способствующую мыслительной работе, но вряд ли увеличит скорость выполнения. Призывы: "Внимательнее", "Не отвлекайся!" тоже не принесут пользы. Ребенок отвлекается потому, что его нервная система требует времени для восстановления. Если ребенок продолжает заниматься под принуждением, то он устанет гораздо быстрее. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.
    Мало у кого из родителей дети без разговоров садятся за уроки и делают их аккуратно и правильно. Большинство учеников, как правило, делятся на две категории. Одних не заставишь сесть за уроки, другие стараются сделать все сразу и быстро, чтобы потом с чистой совестью спокойно поиграть. Второй вариант конечно лучше, но впопыхах не всегда материал усваивается хорошо. В обоих случаях необходимо участие родителей или близких.
    Если ребенок не хочет садиться за уроки, вам придется ввести определенные правила, которые должны четко выполняться. Хорошо, когда ребенок соблюдает режим дня, но это не всегда просто и удобно, поэтому научитесь с ним договариваться спокойно, но твердо. Например, разрешите ему поиграть или посмотреть телевизор до определенного времени, а потом сразу же приступите к занятиям.
  1. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, ребенок находится в школе 6-7 часов, а затем его "рабочий день" продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности! Ребенок – целостное существо, и для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.
  2. Какие бы отметки ребенок ни получил, все же сейчас он готов заниматься – поддержите его в этом своей похвалой и одобрением.Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от отметок, полученных в школе. Радуйтесь каждый раз, когда заметите в его глазах интерес к знаниям. Задавайте ребенку задания и вопросы по силам. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес и рождает желание решать более сложные учебные задачи.
  3. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания.Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, а значительно ухудшают его эмоциональное состояние. Как правило, они произносятся под действием накопившихся за время занятий эмоций - раздражения, обиды, пренебрежения, страха или злости.
    Если вы решили помочь ребенку, оставьте на заранее оговоренное время все свои дела и заботы. В противном случае возникает ситуация, когда перспектива заняться более привлекательным делом приводит к тому, что вам становится жалко "тратить своё драгоценное время" на обучение ребенка ("я бы уже за это время… "), и в результате вырываются обидные (и отнюдь не способствующие повышению умственной активности) слова: "Ну неужели нельзя это было сделать правильно с первого раза'", "Это неправильно, думай еще!".
    Иногда родители употребляют в общении с ребенком фразы, подобные следующим: "Ты просто не хочешь думать!", "Ты очень невнимателен" или "Если будешь так стараться, никогда не получишь ничего больше двойки!" Это так называемые формулы прямого внушения, которые можно распознать по часто используемым в них словам: "всегда", "никогда", "опять", "все время", "вечно". Иногда в них содержатся негативные характеристики ребенка: "Ты невнимательный", "Ты ленишься", "Ты нытик". Еще родители могут показывать ребенку его малопривлекательное (по причине сегодняшних неудач в учебе) будущее. Я думаю, все знают и понимают, что этого не стоит говорить, что такие фразы нужно исключать из родительского репертуара общения с ребенком.
  1. Если ребенок сделал ошибку, помогите ему найти ее и исправить.Ваша цель – упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки. Например, показать решение подобной задачи, но с другими, более простыми числами. Так ребенок возможно поймет алгоритм решения задачи.
  2. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно. Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро. Постоянное проговаривание команд-приказов: "Выпрямись", "Не дергай ногой!", "Не кусай губы!", "Пиши ровно" – приводит к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, и ему трудно вновь сосредоточиться. Выделите для себя ту главную задачу (прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и т. д.), а остальные отодвиньте на другое время.

Желательно, чтобы на выполнение домашней работы уходило не более 1,5-2-х часов. Прежде чем приступать к выполнению домашних заданий, ребенку необходимо отдохнуть от занятий в школе.

Прогулка после школы обязательна! Если ваш ребенок не посещает продленку, где педагог выводит ребят на улицу, задержитесь после уроков на школьном дворе, пусть ваше чадо немного побегает с одноклассниками (так сказать, «проветрит голову»). Минимальное время прогулки – полчаса, но лучше час-полтора. Затем, вернувшись домой, пообедав и немного отдохнув, можно приниматься за уроки.

Лучшее время для домашних занятий – с 15 до 18 часов. Обязательны перерывы на 5-10 минут каждые 30-40 минут, особенно для младших школьников. Это необходимо, чтобы отдохнули глаза, руки и спина. Ребенку полезно сделать несколько физических упражнений, съесть кусочек шоколада или фрукт.

В любом случае помните, что отметки в дневнике не всегда говорят о том, какой будет жизнь ребенка после школы. Главное – вырастить доброго и порядочного человека, сохранить его здоровье и ваши теплые взаимоотношения!

Удачи вам уважаемые родители!