+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Ануй С.В. – педагог-психолог ППМС – Центра Василеостровского района

Одним из современных средств, облегчающим родительскую заботу о детях в последнее время стал экран. Компьютер и телевизор прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это безобидное занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это безопасное занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много) но и для его психического развития. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. Это могут быть: скованность, сильная агрессивность, демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится: кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и выполнять неприличные жесты. Одним словом, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так вести себя нельзя.

Уже в 4-5 лет такие дети обожают смотреть боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы и сказки, говоря, что это им неинтересно. Но после занятий с психологом, становится ясно, что дело в другом. Просто содержание наших мультфильмов ускользало от их понимания, поэтому было и неинтересно. Когда же недоразвитие ребенка компенсируется, он переключается на отечественные мультфильмы и смотрит их с энтузиазмом. Практически все эти дети с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором. Влияние СМИ очевидно. Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. Конечно, прежде всего, речь идет о мультфильмах и компьютерных играх. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения. Давайте рассмотрим отдельно каждое из вышеупомянутых поведенческих отклонений. Начнем с агрессии.

Вспомним «Покемонов» (в переводе с англ. «карманный монстр»). Эти существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Явное сходство с забавами для взрослых – петушиные и собачьи бои. Наблюдая за смертельной схваткой животных, взрослый переходит грань, позволяя себе испытывать удовольствие от того, что видит. Что переживает ребенок, смотря такой мультфильм? Естественно он идентифицирует себя с его героями, усваивая агрессивные модели поведения. Вы скажете, что в отечественных мультфильмах есть борьба со злом. Да. Богатыри побеждают драконов, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, но победив его, они не получает удовольствия от его гибели. Существует большое отличие традиционных сказочных мультфильмов от западных мультфильмов нового поколения. Почему происходит фиксация на агрессии?

К сожалению, в каждом человеке в скрытом виде есть садомазохистский комплекс. И современные западные мультфильмы его эксплуатируют, заставляя ребенка переживать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом. Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения. Дети просто повторяют то, что видят на экране. Конечно, герои мультфильмов не застенчивы, нет, это природа ребенка. Многие дети по натуре застенчивы. А поскольку герои мультфильмов ведут себя демонстративно, то чтобы подражать им, ребенку приходится переламывать себя и он идти вразнос.

Авторы детской передачи «Телепузики» говорят, что использовали какие-то чрезвычайно передовые технологии, развивающие маленьких детей. Но на самом деле это не так. Смысл ярких вставок совсем в другом – в приучении детей к экрану. Причем к приучению страшному, гипнотическому. Ведь экран светится, его мерцание ребенок воспринимает помимо своей воли. Подобранный ритм, мерцание, шум действуют гипнотически на психику. В результате маленький человек впадает в транс и притягивается к экрану всё больше и больше, заглатывая зачастую ненужную информацию. Если взрослые или подростки могут критично оценивать то, что показывают, могут переключить канал или просто выключить телевизор, то малыши смотрят всё, что показывают. Сам ребенок не может оторваться от экрана, а когда родители пытаются выключить телевизор, впадает в бешенство, истошно кричит, кидается в драку. Эта зависимость сродни наркотической! В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей» последствия такого воспитания становятся всё более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом. Если же внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей. Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Родители! Обращайте внимание на игры ваших детей, на тот поток информации, который льётся с экрана телевизора или компьютера. Необходимо, прежде всего, Вам ввести цензуру на просмотр телепередач и компьютерных игр. Не оставляйте ребенка одного в этом сложном мире информации. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.